Click on the slide!

Родительская и педагогическая солидарность

Click on the slide!

Быстрее! Выше! Сильнее!

Click on the slide!

Солнышко, Солнышко - мы твои лучи!

Click on the slide!

Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно

Click on the slide!

Детский сад - Вчера! Сегодня! Завтра!

Click on the slide!

Конкурс Воспитатель года Ямала

Frontpage Slideshow (version 2.0.0) - Copyright © 2006-2008 by JoomlaWorks
Дивергентное мышление- что это такое? PDF Печать E-mail
(0 - user rating)
Добавил(а) Administrator   
05.02.20 09:52

                   Дивергентное мышление- что это такое?

Дивергентное мышление (от лат.divergere- расходиться)- метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.
Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. . Этот вид мышления тесно связан с воображением. Стремясь развивать своих деток, родители поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам. Особо виртуозные детские фразы и изобретения взрослых радуют и развлекают. Но, если такой искры в словах ребенка нет, родители или воспитатели стараются юного мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы. Безусловно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.

Признаки проявления дивергентного мышления у детей

Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном.

Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.

Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала. Существует много дидактических игр и упражнений на развитие дивергентного мышления. Приведем задания, удобных как для индивидуального, так и группового применения.

Задания на развитие беглости

1.   У твоего друга плохое настроение. Придумай, как его улучшить. ( У мамы испортилось настроение, у бабушки. Придумать варианты поднятия).

2.   Какие вещи могли бы стать более удобными, если бы их уменьшили в размерах? (Пр.: подъемный кран – понадобился бы гараж поменьше и пр.). Какие хотелось бы увеличить? (Пр.: игольное ушко, шоколадку).

3.   Назовите как можно больше слов, которые начинаются на «при- » (прибежать, приложить…), на «за-», на «ко-». Придумайте слова, которые заканчиваются на «-ик», «-ёк» и т. п.

Упражнения на гибкость мышления

1.   «Новый образ». Назовите два объекта – например, ЯБЛОКО и ЕЛКА. Перечислите вместе с детьми по три признака каждого (яблоко – сочное, краснобокое, растет на ветке; елка – растет в лесу, имеет иголки, зеленая). Возьмите по одному признаку этих объектов, объедините и придумайте новый образ. Один из вариантов: если объединить «сочное – имеет иголки», получим КАКТУС. Предложите детям следующую пару слов.

2.   Договоритесь с ребенком, что каждое слово можно нарисовать в виде несложного рисунка. Сочините ему «письмо» из двух-трех рисованных предложений, а он пусть нарисует вам свое сообщение.

3.   Предложите дошкольнику по-своему завершить известную сказку (Колобок, Теремок и т.д.)

Игры на развитие оригинальности

1.   Придумать пять названий для вкусного пирожного (джема, мороженого). Самыми оригинальными, как правило, бывают последние варианты.

2.   Поиграйте в «Волшебную подзорную трубу». Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу…), а дошкольник перечислит, что он видит.

3.   Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.

Задания на детализацию

1.   Нарисуйте несколько одинаковых кружков (полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.

2.   Инструкция. Представь, что твой велосипед (Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?

3.   Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Приемы развития дивергентного мышления дошкольников основаны на использовании графических изображений, сюжетных картинок, на развитии словарного запаса и сочинения историй.

Ссылка:https//alldoshkol.ru

 

 

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить