Доступное образование для каждого юного Ямальца Уважаемые читали, мы предлагаем Вашему вниманию цикл статей о вопросах воспитания и образования детей, из семей КМНС, ведущих кочевой образ жизни. Каждая статья позволит подробно ознакомиться с положительными сторонами и преимуществами обязательного среднего общего образования. Семьи из числа коренных малочисленных народов Севера России (КМНС), к ним относятся ханты, ненцы, селькупы, в Ямало-Ненецком автономном округе ведут, как правило, кочевой образ жизни. Занимаются они традиционным видом труда – оленеводством. Оленеводство предполагает разведение и содержание стад северного оленя, который является источником пропитания, одежды, средством передвижения и проживания в тундре. Оленеводство и определяет образ жизни семей. В поисках пищи для оленей семьи вынуждены кочевать, т.е. систематически перемещаться по тундре по мере истощения пастбищ, по определенным путям, связанным с сезонными изменениями климата. Несмотря на свою немногочисленность, эта часть КМНС в наибольшей степени сохраняет адаптивные навыки, языки и культуру своих народов. Одним из условий сохранения культуры народа является создание условий для получения образования в условиях национальных традиций и семейного уклада, в том числе создание условий для реализации конституционного права граждан на получение образования, обеспечение исполнения требований законодательства в части обязательности общего образования.  За последние годы изменилось отношение родителей, ведущих кочевой образ жизни, к образованию. Многие из них понимают, что обучение необходимо, но, тем не менее считают, для ребёнка КМНС важнее сохранить навыки проживания в тундровых условиях. Предшкольная подготовка имеет первостепенное значение, а дошкольное образование является одним из механизмов, позволяющих детям получить полноценную подготовку к школе, обеспечить равные стартовые возможности для детей при поступлении в школу. Приём детей КМНС в дошкольные образовательные учреждения даст возможность реализовать организационно-педагогических условия для формирования познавательных процессов, основных ключевых компетенций в дошкольном детстве у детей-тундровиков, для дальнейшей успешной адаптации к школе-интернату, социализациии получению качественного образования. Образовательная программа в дошкольных группах, которые будут посещать дети КМНС ориентирована на особенности этнокультуры, этнопедагогики, этнопсихологии. Содержательная линия дошкольного воспитания включает физическое, трудовое, духовно-нравственное воспитание, развитие познавательных способностей. Одним из обязательных условий посещения тундровичками детских садов является – их приём в интернат с 5-ти лет.  Другим вариантом качественной подготовки к обучению в начальной школе может служить создание групп предшкольной подготовки в местах кочевий без «отрыва» от семьи и исконных занятий народа. Основополагающими принципами кочевого дошкольного образования являются: природосообразность воспитания и обучения детей дошкольного возраста, функционирование родного языка, как языка обучения и воспитания; введение в содержание образования традиционной культуры (фольклора, национальных видов искусств, обычаев, народной педагогики). Кочевые группы предшкольной подготовки могут являться структурным подразделением территориально муниципального дошкольного образовательного учреждения, обязательно с гибким режимом работы, когда образовательные услуги предоставляются согласно потребностям национальных семей, образа жизни местного населения. Воспитание и обучение детей КМНС должно вестись как на русском, так и на родном языке. Воспитатель в группе предшкольной подготовки является носителем родного языка, знает традиции и соблюдает обычаи народов КМНС. Вышеизложенные идеи могут являться частью программы работы с родителями, ведущими кочевой образ жизни, что позволит им осознать важность получения детьми дошкольного образования и, как следствие качественную предшкольную подготовку.  Хазиева Ж.В., зам по УВР МДОУ «Солнышко»
|